РБК решил выяснить, почему продукция известных брендов в российских магазинах порой стоит значительно дороже, чем за рубежом, и существуют ли способы борьбы с ценовым беспределом.
Разброс цен на одни и те же товары в России и других странах велик, признает портал: так, куртка известной испанской фирмы за 199 евро (в переводе на российскую валюту - около 8 тысяч рублей) в московских бутиках стоит почти 16 тысяч, то есть вдвое больше. Разница в ценах заметна не только по сравнению со страной - родиной бренда: в Великобритании та же куртка стоит около 225 фунтов стерлингов, или 11 тысяч рублей, почти на треть дешевле, чем в России.
Цены на одежду американских брендов также различаются. Например, мужской свитер одной известной американской марки в США можно купить в пределах 100 долларов, а в РФ его цена доходит до 8 тысяч рублей.
Цены на импортную мелкую бытовую технику в России и за границей сопоставимы
Ярким примером ценовой пропасти также являются цены на смартфоны, планшеты и прочие гаджеты. Если постараться, в Рунете, конечно, можно найти онлайн-магазины, продающие тот же планшет лишь на 1 тысячу рублей дороже, чем в США или другой стране - родине конкретного бренда. Однако в широко известных магазинах в Москве цена обычно оказывается как минимум вдвое больше.
В мае 2012 года Федеральная антимонопольная служба даже признала "ВымпелКом" и МТС виновными в ценовом сговоре при реализации в России смартфонов корпорации Apple - iPhone 4.
Вместе с тем, как утверждает директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов, некоторые импортные товары в России стоят даже дешевле, чем за рубежом.
Это относится, в частности, к непрофессиональным любительским фотоаппаратам японских брендов, которые в РФ зачастую можно купить по более выгодной цене, нежели в Европе и США.
В целом же цены на импортную мелкую бытовую технику, включая мобильные телефоны и ноутбуки, в России и за границей сопоставимы, считает Гуськов. При этом, по его словам, у некоторых брендов существует разная ценовая политика для различных стран.
Что касается крупной бытовой техники, то 80-85% стиральных машин и холодильников и 80% телевизоров ведущих международных брендов и вовсе производятся в России, указывает представитель РАТЭК, что положительно влияет на их ценообразование.
ФАС винит в ценовом беспределе запрет на параллельный импорт
В Федеральной антимонопольной службе одной из причин разрыва в ценах на товары зарубежных марок называют действующий в России запрет на параллельный импорт, то есть на ввоз в страну продукции, защищенной товарным знаком, без согласия правообладателя марки.
"Российская компания сегодня не может ввезти легально купленный в той же Европе товардля целей перепродажи. Ей для такого ввоза нужно получить еще согласие обладателя патента в письменном виде на конкретную партию товара", - разъяснял суть проблемы членам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) глава ФАС Игорь Артемьев в конце апреля.
По его словам, во многих случаях российским предпринимателям приходят немотивированные отказы в получении разрешений от производителей, что не способствует конкуренции в РФ. Между тем эксклюзивные дилеры нередко завышают цены на товары по сравнению с их стоимостью за границей.
В этой связи ФАС уже несколько лет предлагает снять ограничения на параллельный импорт, то есть разрешить ввоз фирменных товаров в Россию не только эксклюзивным дилерам, но и другим предпринимателям, легально купившим продукцию за рубежом. По оценкам ведомства, эта мера позволит снизить цены на соответствующие товары в нашей стране в среднем на 15%.
Однако члены Ассоциации европейского бизнеса выступают против либерализации параллельного импорта. Так, например, производители холодильников опасаются, что независимые импортеры не будут соблюдать надлежащие условия транспортировки и хранения технически сложных приборов, а возникшую в результате этого неисправность придется по гарантии устранять производителю. Между тем независимый дилер и вовсе может оказаться фирмой-однодневкой, беспокоятся производители.
Эксперты Национального исследовательского университета ВШЭ выполнили в конце 2011 года исследование по заказу ассоциации РАТЭК и Содружества производителей фирменных торговых марок ("РусБренд") и пришли к выводу, что снятие запрета на параллельный импорт в РФ существенно не повлияет на цены товаров.
"Даже при весьма значительном исходном ценовом разрыве потенциальное снижение розничных цен по обследованным товарным категориям в большинстве случаев ограничится максимум 3-5%", - полагают в НИУ ВШЭ. Эксперты анализировали цены на рынках косметики, парфюмерии, потребительской электроники, автозапчастей и спортивной одежды и обуви.
По мнению авторов исследования, различия в ценах на фирменные товары в настоящее время вызваны издержками производства, логистики, продвижения товара, уровнем платежеспособности спроса. Эксперты также считают, что низкие цены параллельного импорта зачастую связаны с закупками товара с истекающим сроком годности, бракованных партий, снижением качества из-за ненадлежащих условий хранения, отсутствием издержек на рекламу, снижением затрат на клинические испытания и сертификацию.