Сертификат ХАССП
Что такое сертификат ХАССП? Это документ, подтверждающий, что на предприятии внедрена СМК, касающаяся вопроса пищевой безопасности, позволяющая минимизировать риски производства некачественных продуктов на предприятиях общепита. Сертификация предприятия производится на основании принципов международной системы ISO 22000 HACCP. В РФ стандартизация проводится в соответствии с нормативом ГОСТ Р ИСО 22000-2007.
НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point) – система, проводящая анализ рисков и критических контрольных пунктов.
Изначально система разрабатывалась как свод правил для обеспечения безопасности космических полетов. Начав действовать в 1996г, в РФ система была внедрена в 2007г в виде стандарта ГОСТ Р.
С помощью инструментов и возможностей контроля качества предприятие может постоянно следить за соблюдением технологий и оперативно исключать любые факторы риска. Проведение сертификации ХАССП необходимо для всех предприятий, выпускающих продовольственные товары.
В РФ внедрение ХАССП регламентировано несколькими законодательными актами.
- Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС - 021 - 2011)
- Приказ Роспотребнадзора № 650 от 9 сентября 2013 года, «О контроле за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»
- Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции
- Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования
- Решение о принятии Технического регламента Таможенного союза
- Статьи 10-19 ТР ТС 021/2011 О безопасности пищевой продукции
Цели и принципы внедрения СМК ХАССП:
- Контроль и обеспечение безопасности всех этапов работы с пищевыми продуктами;
- Контроль соблюдения требований по обработке, приготовлению, фасовке, реализации пищевых продуктов;
- Регулярный мониторинг рисков биологического, химического, токсического и физического заражения или загрязнения сырья, регулярная проверка экологичности и качества товаров;
- Проверка состояния продукции на выбранных этапах производства – сбор, транспортировка, хранение, нарезка, упаковка;
- Обучение персонала и повышение его квалификации для выполнения оценочных и контрольных работ;
- Поддержание необходимых показателей санитарного и гигиенического состояния объекта;
- Фиксация полученных данных в специальной системе, составление отчетов, оценка изменения показателей;
- Соблюдение мероприятий, назначенных для поддержания необходимого уровня безопасности продукции;
- Составление плана действий при снижении показателей экологичности и безопасности;
- Составление отчетов о зафиксированных ошибках и недочетах, планирование проверок.
Внедрение принципов ХАССП на различных предприятиях может носить индивидуальный характер, связанный с особенностями производственных процессов. При этом принципы СМК должны соблюдаться в каждом производственном процессе.
Кому и для чего необходимо проводить сертификацию на соответствие принципам ХАССП?
Какие требования по данному вопросу выдвигает законодательство? Сертификация ХАССП является добровольной процедурой, однако по закону, все предприятия, расположенные на территории Таможенного союза и выпускающие продовольственные товары, в обязательном порядке должны соблюдать принципы ХАССП на производстве. Это ключевое требование регламента ТР ТС 021/2011. Предприятия, нарушившие его, подвергаются административной ответственности (штрафы, приостановка производственной деятельности, изъятие товара из товарооборота).
Почти на каждом предприятии общепита есть собственная система контроля качества, а наличие сертификата является не столько прикладным полезным фактором, сколько конкурентным преимуществом организации. Кроме того, проведение сертификации необходимо предприятиям, планирующим:
- участие в тендерах;
- проведение госзакупок;
- импорт товаров за рубеж;
- сотрудничество с крупными партнерскими сетями;
- расширение базу инвесторов и клиентов.
В условиях высокой конкуренции в области общепита сертификат 22000 2007 ХАССП становится необходим для каждой компании, которая заинтересована в своем росте и развитии, выходе на мировой рынок и выпуску действительно привлекательной для покупателя продукции.
Сертификацию ИСО 22000 ХАССП в России могут получить предприятия следующих категорий:
- Комбинаты по мясопереработке, обработке жиров, масел и молока;
- Хлебопекарни, заводы по изготовлению муки и компании, занимающиеся выпечкой кондитерских изделий;
- Агропромышленные комплексы различных направлений;
- Овощные и фруктовые заводы;
- Предприятия, работающие в области рыбной промышленности;
- Транспортные компании и склады, цеха по упаковке, разделке, фасовке, работающие с продуктами питания;
- Торговые точки, где реализуется пищевая продукция;
- Предприятия, занятые производством полуфабрикатов;
- Транспортные компании, организующие перевозку продовольственных товаров;
- Заведения общественного питания всех категорий;
- Отделы и цеха, занятые фасовкой и упаковкой продуктов питания.
После прохождение сертификации на маркировке продукции можно указывать данные о наличии сертификата ХАССП. Наличие такого знака у товара положительно влияет на спрос: потребитель уверен в безопасности продукции и доверяет ей больше, чем изделиям без знака.
Административная ответственность предприятий, нарушающих принципы ХАССП.
С 15 февраля 2015 г., предприятие, не имеющее системы контроля ХАССП, но реализующее пищевую продукцию, подлежит наложению административного наказания на руководителя, в соответствии с частями статьи 14.43 кодекса РФ "Об административных правонарушениях":
- Административное наказание (штраф для руководителя в размере 500 000 руб.);
- Административный штраф, в том числе на юридических лиц — от 700 000 руб. до 1 млн. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения (за повторное совершение этого нарушения в течение года);
- Административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предметов административного правонарушения (то же за повторное совершение этого нарушения в течение года).
Срок действия и стоимость оформления сертификата ХАССП
Сертификат ХАСС не имеет строго регламентированного и утвержденного бланка, но в обязательном порядке должен содержать данные:
- О выдавшем его органе сертификации;
- Данные о заявителе и изготовителе товара/сырья;
- Сведения о порядке внедрения СМК;
- Соответствие каким нормативным актам проверялось;
- Срок, на который выдан документ;
- Данные о регистрации (дата, регистрационный номер);
- Данные об эксперте, проводившем сертификацию и руководителе центра сертификации.
Срок выдачи сертификата – 3 года. Для продления проводится проверка организации специальной инспекцией (инспекционный контроль), которая оценивает соблюдение требований системы безопасности, корректность ведения отчетных журналов, документации, своевременность устранения ошибок.
Стоимость оформления документа может варьироваться в зависимости от нескольких факторов. «Сертики ру» предлагает несколько вариантов услуг сертификации ХАССП:
1. Вариант "Мега эконом"
12 000 рублей за сертификат ХАССП на 1 листе без сопутствующей документации . Срок 1 день.
2. «Эконом». В данный пакет входят услуги:
- Предоставление шаблона документов;
- Проведение разъяснительной презентации по документам;
- Результат: самостоятельно разработанная документация по системе анализа опасностей и контроля критических точек (ХАССП).
Стоимость: 30 000 рублей, срок исполнения до 2 недель.
3. «Базовый». Пакет включает:
- Разработку системы ХАССП;
- Обучение персонала компании принципам системы ХАССП, внутреннего аудита и поддержания системы в рабочем состоянии с выдачей сертификатов;
- Частичное заполнение необходимой документации ХАССП обученным персоналом;
- Консультации обученного персонала компании по поддержанию системы;
- Результат: разработанная документация ХАССП и полное понимание принципов и применения системы.
Стоимость: от 54 000 рублей, срок исполнения от 2 до 3 недель.
4. «Стандарт». Пакет включает:
- Аудит копий документов предприятия на соответствие требованиям проверяющих органов;
- Составление плана внедрения системы ХАССП;
- Обучение сотрудников принципам системы ХАССП, внутреннего аудита и поддержания системы с выдачей сертификатов;
- Частично разработанный для компании комплект документации ХАССП;
- Консультации персонала предприятия по поддержанию системы;
- Результат: комплект документации, обученный персонал и внедренная система ХАССП.
Стоимость: от 75 000 рублей, срок исполнения от 20 дней.
5. «Премиум». Пакет включает услуги:
- Проведение полного аудита предприятия экспертом;
- Составление отчета и плана внедрения системы ХАССП на основе аудита;
- Полноценное обучение сотрудников принципам системы ХАССП, внутреннего аудита и поддержания системы с выдачей сертификатов;
- Полный комплект разработанной документации ХАССП согласно требованиям проверяющих органов;
- Экспертное сопровождение внедрения системы на предприятии;
- Определение ППУ и проработка в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 22000-2007;
- Консультации персонала предприятия по поддержанию системы;
- Результат: полный комплект документации ХАССП, обученный персонал и внедренная система.
Стоимость: от 90 000 рублей, срок от 21 дня.
Как и где можно получить сертификат ХАССП
Для получения сертификата ИСО ХАССП предприятие должно соответствовать определенным критериям и требованиям. Если на предприятии нет действующей эффективной системы управления и контроля безопасности, проводятся специальные мероприятия по ее внедрению. В их число входят:
- Комплексный аудит компании и всех производственных объектов для первоначальной оценки пищевой безопасности, фиксация обнаруженных отклонений от требований санитарных норм и правил;
- Планирование корректирующих мероприятий, направленных на устранение нарушений, обнаруженных в ходе аудита;
- Обнаружение на предприятии критических моментов, которые требуют повышенного внимания;
- Внедрение системы ХАССП на производстве, обучение персонала, ознакомление руководства с базовыми принципами пищевой безопасности и экологичности.
В завершении работ проводится итоговый аудит предприятия, фиксируются проведенные мероприятия по улучшению состояния безопасности производства. Внедрение на производстве системы безопасности может потребовать внесения некоторых изменений как в производственный процесс, так и в работу персонала, обустройство цехов, методы упаковки и обработки продукции.
Все мероприятия, которые рекомендуются для повышения качества и безопасности пищевой продукции, позволяют получить идеальные показатели на каждом этапе производства, что положительно сказывается на их качестве. Для поддержания достигнутого уровня достаточно соблюдать требования системы, своевременно проводить контрольные проверки, вносить данные в отчетную документацию.
Порядок внедрения системы на предприятии
- Проведение независимого аудита предприятия;
- Оценка действующей системы безопасности;
- Обучение работников;
- Разработка плана внедрения системы на данном предприятии;
- Определение ККТ и возможности их устранения;
- Подготовка аудиторской группы;
- Сбор данных о производстве и всех процессах;
- Стандартизация полученной информации;
- Определение рисков и допустимого порога по выпуску бракованной продукции;
- Создание эффективной системы мониторинга каждого этапа производства;
- Разработка и выпуск пособий по контролю ККТ;
- Выпуск отчетной документации;
- Проведение внутреннего аудита с целью выявления обнаруженных несоответствий.
Сама процедура сертификации проводится следующим образом:
- Подача заявки на сертификацию в соответствующий орган;
- Консультирование заявителя с целью определения объема и порядка работ;
- Сбор и предоставление заявленной менеджером документации;
- Выезд на предприятие с целью внешнего аудита;
- Проверка соответствия собранных данных, выдача отчета;
- Выдача сертификата при положительном решении и оснований для отказа – при отрицательном.
По запросу менеджера заявитель должен предоставить документацию:
- Заявка;
- Копии учредительной, уставной, регистрационной документации предприятия;
- Перечень сотрудников с указанием квалификации;
Документация, на основании которой проводится проверка (ГОСТ, ТУ);
- Копии договоров, инвойсы, ранее полученная разрешительная документация.
Как получить и оформить сертификат ИСО ХАССП через портал сертификации "Сертики ру"
Эксперты нашей компании имеют огромный опыт в оформлении сертификатов ИСО ХАССП, а наши условия Вас приятно удивят. Просто отправьте запрос на электронную почту zakaz@sertiki.ru или любую форму обратной связи на сайте, Вам будет назначен личный менеджер-эксперт, который оперативно проконсультирует Вас по всем вопросам, связанным с получением сертификата ИСО ХАССП, укажет регламент действий, точную цену и сроки выполнения задачи.
Также Вы можете сразу позвонить нам на горячую линию: 8-800-222-46-11, это наш федеральный номер, он бесплатен по РФ, мы будем очень рады Вашему звонку!









