Гайка – разновидность крепежного элемента. От прочности и качества гайки зависит прочность и безопасность всей конструкции. Однако, обязательная процедура оценки соответствия, сертификация гаек, требуется только для оборудования, предназначенного для прокладки железнодорожного полотна. В зависимости от вида продукции специалист органа сертификации выбирает форму оценочных мероприятий, в ходе которых может быть оформлен сертификат соответствия, либо декларация соответствия на гайки.
Заказчик не вправе самостоятельно выбирать тип разрешительного документа. Одновременное оформление двух обязательных разрешительных документов не требуется, однако допустимо дополнительно оформить добровольный сертификат соответствия на гайки. Отсутствие обязательного разрешительного документа в соответствии с КоАП является нарушением и грозит штрафом, отзывом товара из товарооборота и остановкой производства на срок до 90 дней.
Разрешительный документ для гаек, применяемых в строительстве железных дорог оформляется на основании требований регламента:
• ТР ТС 003/2011 – безопасность элементов железнодорожной инфраструктуры.
Документ, оформленный в рамках требований данного регламента, дает право реализовать товар не только на территории РФ, но и стран Таможенного союза.
Производство гаек может быть организовано в соответствии с требованиями нормативов:
- ГОСТ 5915-70 – конструкция шестигранных гаек класса точности В;
- ГОСТ 9064-75 – гайки для фланцевых соединений;
- ГОСТ 10605-94 – ТУ на шестигранные гайки, класса В с диаметром резьбы свыше 48мм;
- ГОСТ 10607-94 – ТУ на шестигранные гайки с фаской класса В.
Декларирование гаек возможно проводить в аккредитованной лаборатории, если для работы не выбраны схемы 1д и 2д. Разрешительная документация оформляется на определенный срок – 1, 3 или 5 лет в зависимости от выбранной схемы работы при серийном производстве. На партийно выпускаемый товар срок действия не устанавливают или предполагают его равным сроку реализации (не более 1 года). В ходе испытаний эксперты аккредитованного органа сертификации отбирают пробу товара и отправляют ее на испытания в лабораторию.
По итогу испытаний оформляется протокол испытаний на гайки. Протокол испытаний может быть оформлен для пробной партии импортного товара. в таком случае следует документально оформить ввоз партии, отбор пробы, а затем отправить в ФТС письмо, указав цель ввоза и число образцов, направленных на проведение лабораторных испытаний. После получения протокола испытаний необходимо в течение пяти дней внести данные о нем в единый реестр Росаккредитации.
Следует помнить, процедура оценки соответствия для партийного и серийного производства имеет некоторые принципиальные отличия. При серийном выпуске товара сотрудниками органа сертификации проводится производственный контроль, по результатам которого составляется соответствующий акт, который прикладывается к пакету документов.
В сентябре 2022 года вступил в силу Приказ Правительства РФ №2425, согласно которого изменился перечень товаров, для которых необходимо оформление разрешительного документа в рамках ГОСТ Р. Дополнительно к обязательному разрешительному документу возможно получить добровольный сертификат соответствия, который действует в пределах РФ, не заменяет обязательный документ, но позволяет существенно повысить спрос на товар и размер дохода от его реализации.
Кроме того, добровольный сертификат дает право оценивать только наиболее выигрышные параметры товара, что также положительно сказывается на его продвижении на рынке. Срок действия сертификата до 3 лет.
На товары, не входящие в новый перечень и не нуждающиеся в обязательной оценке соответствия, допустимо получить отказное письмо. Документ служит подтверждением отсутствия необходимости проведения обязательной сертификации.
Оценочные мероприятия проходят в несколько этапов:
- обращение в аккредитованный центр сертификации;
- подача заявки;
- сбор и предоставление пакета документов;
- выбор схемы работы;
- определение необходимости обязательной оценки соответствия и формы оценочных мероприятий;
- контроль производства (при необходимости);
- отбор и лабораторные испытания пробы товара;
- получение протокола испытаний;
- оформление разрешительного документа;
- регистрация на портале ФСА;
- отправка документа заявителю (возможна доставка курьером по всей России);
- маркировка товара единым знаком обращения.
Пакет документов:
- заявка установленного образца;
- данные о товаре (наименование, состав, материал, ассортимент, технический паспорт);
- сведения о заявителе (название, адрес, реквизиты, копии ИНН, ОГРН, устав, свидетельство о регистрации предпринимателя);
- нормативно-техническая документация – ГОСТ, ТУ, СТО;
- электронная подпись;
- протокол испытаний и иная ранее полученная документация на товар;
- инвойс или договор о поставках импортного оборудования;
- иная документация по запросу сотрудника органа сертификации.
Получить декларацию соответствия, сертификат соответствия и протокол испытаний на гайки вы можете полностью онлайн через наш портал сертификации, обратившись к нашим специалистам через форму обратной связи и по телефону 8 (800) 222-46-11.